Блог

Миофункциональные нарушения в логопедии: диагностика и коррекция

Миофункциональные нарушения Миофункциональные нарушения– это отклонения в работе челюстно-лицевого аппарата, которые могут влиять на функции речи, жевания, глотания и дыхания. Такие нарушения часто наблюдаются у детей с задержками речевого развития, нарушениями артикуляции, а также у взрослых с приобретёнными дефектами. В логопедии миофункциональные проблемы рассматриваются с точки зрения несовершенного взаимодействия мышц, что приводит к нарушению правильного артикуляционного механизма и функциональной организации речевого аппарата.

Причины миофункциональных нарушений

-Возрастные особенности

Нарушения могут быть связаны с неформированием или поздней адаптацией моторных схем речевого аппарата.

- Нарушения прикуса и ортодонтические аномалии

Аномальное положение зубов и нарушение положения зубных дуг может приводить к неэффективному функционированию мышечного комплекса

- Неврологические нарушения

Патологии центральной или периферической нервной системы, влияющие на координацию движений.

- Приобретённые нарушения

Травмы, операции или заболевания, влияющие на мышечную функцию

Диагностика миофункциональных нарушений

Сбор анамнеза

Важно знать динамику формирования речи, наличие задержек или ранних патологий. Необходим анализ приема пищи, дыхания, движений нижней челюсти и работы всех мышц головы и шеи. Собирается информация о привычках, поведении и возможных патологиях в семье.

Клиническое обследование

Визуальный осмотр и оценка мимики. Анализ симметрии лицевых мышц, выражения, а также выявление возможных спастичностей. Оценка артикуляционного аппарата. Испытание действенности губ, языка, щек и подбородка. Функциональная диагностика: наблюдение за процессом жевания, глотания и произношения сложных звуков.

Использование специальных методик

Орофациальная миофункциональная оценка. Применяются стандартизированные тесты (например, OMS – Orofacial Myofunctional Evaluation Scale), позволяющие количественно оценить состояние мышечного аппарата.Инструментальные методы: при необходимости могут использоваться приборы для оценки тонуса мышц или анализ электромиографии.

Коррекция миофункциональных нарушений в логопедии

Индивидуализированный подход:

программа коррекции подбирается с учётом особенностей возрастной группы, выраженности нарушений и сопутствующих дефектов.

В коррекции нарушений, безусловно, требуется междисциплинарное сотрудничество. Взаимодействие с ортодонтами, педиатрами, неврологами и другими специалистами часто необходимо для комплексного лечения.

Логопедические методики.

Упражнения для развития моторики:

- Работа с мышцами губ, языка, щёк и туловища посредством специальных артикуляционных упражнений.

- Практика правильного дыхания и глотательных упражнений для улучшения координации мышц.

- Методика систематических упражнений для повышения подвижности артикуляционных структур.

- Применение методов биообратной связи (биофидбэк), когда пациент получает визуальную или слуховую обратную связь о своих движениях.

- Игровая и мотивационная терапия. Особенно важна работа с детьми, где занятия проходят в игровой форме для повышения мотивации и интереса.

Коррекция соматических нарушений

- Ортодонтическая коррекция. В случаях, когда миофункциональные расстройства связаны с аномалиями прикуса, назначается комплексное лечение с участием ортодонта и его методик.

- Физиотерапевтические мероприятия. Применение массажа, электростимуляции мышц и других физиотерапевтических методик для улучшения тонуса и координации.

В коррекции миофункциональных нарушений необходимо регулярное наблюдение динамики эффективности лечения. При необходимости программа коррекции адаптируется, вводятся новые упражнения и методики, что позволяет достигать устойчивых результатов.

Миофункциональные нарушения в логопедии представляют собой многофакторную проблему, требующую системного подхода нескольких специалистов.

Комплексное обследование, своевременное вмешательство и индивидуализированная терапия могут значительно улучшить функционирование челюстно-лицевого аппарата, что способствует нормализации речевого развития и общего функционального состояния пациента.